ЭП

Документ подписан электронной подписью
14.04.2021 11:12:35; Костюкова Светлана Евгеньевна; ГКУСО РО Сулинский центр помощи детям; директор
Ключ электроннй подписи

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«СУЛИНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ»

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                                                                                                   Директор ГКУСО РО

протокол №5 от 27.08.2020                                                                                           Сулинского центра помощи детям

                                                                                                                                    ____________С.Е. Костюкова

                                                                                                                                         Приказ № 81 от 27.08.2020

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 социально- экономической направленности

«Основы финансовой грамотности»

 

 

 

Автор – составитель:

Ковалева Н.В.

Педагог дополнительного образования

 

 

Возраст обучающихся: 10-17 лет

 Срок реализации программы: 1 год

 

 

х. Сулин

2020

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». 

3.Авторская программа «Финансовая грамотность :учебная программа. 8-9  классы общеобразовательных организаций  Е.Лавренова, О Рязанова, И. Липсиц: М:  Вита, 2014 г.

4.Авторская программа          «Основы     финансовой грамотности»

Чумаченко В.В., Горяев А.П. - М., «Просвещение» 2018 г.

Данный курс имеет большую практическую направленность: при анализе ситуаций используются примеры из повседневной жизни, которые дают возможность «проиграть» случаи из жизненного опыта воспитанников.

Цель изучения   курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления воспитанников  на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.

 

Задачи курса:

- повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания

воспитанников;

- обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;

- уважения к труду и предпринимательской деятельности.

 

Сроки реализации программы: 1 год.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Настоящая рабочая программа ориентирована на воспитанников 10-17 лет, рассчитана на 52 учебных часа,  из расчёта 1,5  час в неделю.

Формы и методы  реализации программы:

В ходе организации деятельности детей будут использоваться следующие формы занятий:

Лекция-беседа (10 – 15 минут) для введения в проблему.  

Формы:

- просмотр документальных и художественных фильмов;

- просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

   -  рассказ-беседа о проблематике данной сферы;

Практикум.  Данная форма занятий является ведущей, так как для детей важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. 

 

Формы:

финансовых организаций, рейтинговых агентств; – поиск и анализ правовых документов по теме;

 

 

Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

 

Структура семинара :

  1. Определение цели семинара
  2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее    обсуждение.

В ходе обучения могут быть проведены семинары по разным темам. 

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция.

Формы контроля: 

− письменная  работа;  

− устный опрос;

− викторина;

− конкурс;

− творческий отчёт;

− защита проекта;

− защита исследовательской работы;

− написание эссе;

− решение практических задач.

Содержание программы курса 

«Основы финансовой грамотности» 

 

Освоение содержания курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, экономики, права.

Раздел 1. Личное финансовое планирование – 6 часов.

Основные понятия: человеческий капитал, решение, финансовая цель, альтернатива, активы и пассивы, чистый капитал, бюджет, оптимизация, личный финансовый план, стратегия, инвестиционный капитал, SWOT – анализ.

Основные темы: 

  1. Человеческий капитал.
  2. Принятие решений.
  3. Домашняя бухгалтерия: доходы и расходы.
  4. Составление личного финансового плана.
  5. Кейс «Использование SWOT – анализа для выбора карьеры».

Раздел 2. Депозит – 6 часов.

 

Основные понятия: сбережения, способы накопления денежных средств, инфляция, индекс потребительских цен, депозит, страхование, вкладчик, банкротство, номинальная и реальная ставки, проценты, риски по депозиту.

Основные темы: 

  1. Накопления и инфляция.
  2. Как рассчитать свою инфляцию.
  3. Что такое депозит?
  4. Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита.
  5. В какой валюте лучше всего делать накопления?

 

Раздел 3.  Кредит – 7 часов.

 

Основные понятия: кредит, процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита, график платежей, заёмщик, поручитель, аннуитетные платежи, дифференцированные платежи, обеспеченные и необеспеченные кредиты, стоимость кредитования, экспресс – кредит, кредитный договор.

Основные темы: 

  1. Что такое кредит?
  2. Основные характеристики кредита.
  3. Как выбрать наиболее выгодный кредит?
  4. Берём кредит.
  5. Как уменьшить стоимость кредита?
  6. Кейс «Покупка машины».

 

Раздел 4.  Расчетно-кассовые операции – 4 часа.

 

Основные   понятия:   доход банка, продажа   валюты, финансовые инструменты, комиссия, функции денег, дебетовая и кредитная карта, овердрафт, электронные деньги, онлайн-банкинг.

Основные темы: 

      1. Хранение, обмен и перевод денег.
      2. Различные виды платёжных средств.
      3. Учимся пользоваться банковской картой.
      4. Формы дистанционного банковского обслуживания.

 

Раздел 5.  Страхование – 6 часов.

 

Основные понятия: страхование, виды и риски  страхования, страховое покрытие, страховая компания, страховой полис, страховая премия, страховщик, страховой случай, страховой брокер.

Основные темы: 

    1. Что такое страхование.
    2. Виды страхования.
    3. Как использовать страхование в повседневной жизни?
    4. Кейс «Страхование жизни».

 

Раздел 6.  Инвестиции – 6 часа.

Основные понятия: инвестирование, облигация, потенциальный доход, долевые и долговые финансовые инструменты, спекуляции, ликвидность актива, риски инвестирования, финансовые посредник, инвестиционные предпочтения, инвестиционный портфель, ошибки инвестирования.

Основные темы: 

    1. Что такое инвестиции?
    2. Как выбирать активы?
    3. Как делать инвестиции?
    4. Кейс «Куда вложить деньги?»

 

Раздел 7. Пенсии – 4 часа.

Основные понятия: пенсии, накопительная и страховая части пенсии, государственная        пенсия, корпоративная     пенсия,       государственный пенсионный фонд.

Основные темы: 

    1. Пенсионная система.
    2. Рассчитаем свою будущую пенсию.

 

Раздел 8. Налоги – 7 часов.

Основные понятия: прямые и косвенные налоги, налоговая реформа, налоговый резидент, налоговая  база, налоговый вычет, налоговая декларация, имущественный налог.

Основные темы: 

    1. Налоги и их виды.
    2. Как рассчитать НДФЛ.

 

Раздел 9.  Финансовые махинации на финансовом рынке – 3 часа.

Основные понятия:  финансовые мошенники, финансовая пирамида. 

Основные темы:   Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами и инвестициями.

 

Итоговые занятия:  Защита проектов - 3 час.

 

 

Учебно-тематический план

 

 

п/п

Название раздела

Количество часов

 

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Личное финансовое планирование

 

3

3

2

Депозит 

 

3

3

3

Кредит

 

4

3

4

Расчетно-кассовые операции 

 

3

1

5

Страхование

 

3

3

6

Инвестиции

 

3

3

7

Пенсии

 

3

1

8

Налоги 

 

4

3

9

Финансовые махинации на финансовом рынке

1.5

1,5

 

Итоговые занятие . Защиты проектов. Решение задач

1,5

1.5

 

Всего часов:

 

29

23

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

Тема урока

Количество  часов

Формы организации занятия

 

Глава 1. Личное финансовое планирование – 5 часов

1

Человеческий капитал

 

1

Беседа – обсуждение по проблемным вопросам с составлением схем: «Для чего нужны деньги современному человеку?», «Где взять деньги?», «Почему денег всё время

не хватает?»

 

Лекция «Личные финансы»

Кластер «Формула успеха»

 

Работа в группах

«Истории успеха» ( работа  в сети Интернет)

 

Работа с текстом учебника – составление опорной схемы

«Человеческий капитал».

 

Тест на профессиональную

ориентацию «Кем быть?»

 

Контроль: предварительный тест по

пособию

 

2

Принятие решений

 

1

Постановка проблемного вопроса «Много ли вам приходится принимать решений? Как вы

принимаете решения? »

 

Работа с текстом учебника «Основные

 

 

 

этапы сознательного принятия решения».

 

Практикум: раскройте этапы принятия решения на основе покупки смартфона.

 

Работа в группах: составить алгоритм покупки какой – либо вещи.

 

3

Домашняя бухгалтерия: доходы и расходы

 

1

Урок – практикум (работа в группах) – составление сбалансированного бюджета семьи, оптимизация расходов, накопление и приумножение доходов

4

Составление личного финансового плана

 

1

Дискуссия по вопросам: Если семья имеет сбалансированный бюджет, достаточно ли этого для успеха в личных финансах? Какие риски могут угрожать семье?

 

Лекция: Этапы составления личного финансового плана на примере приобретения велосипеда.

 

Работа с текстом учебника «Эффект латте»

5

Кейс «Использование SWOT – анализ для выбора карьеры»

 

1

Знакомство с термином «SWOT - анализ».

 

Урок – практикум (работа в группах):  проанализировать привлекательность профессии (хирург –

 

 

 

 

травматолог, системный администратор, банковский аналитик,

сантехник, агроном)

 

Домашнее задание:

используя схему SWOT – анализа, провести анализ своей будущей профессии

Глава 2. Депозит – 5 часов

 

6

Накопления и инфляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль ранее изученного материала - Тест по теме «Личное финансовое планирование» (рабочая

тетрадь)

 

Постановка проблемного вопроса с оформлением таблицы: Для чего люди копят деньги?, сравнение с результатами социологического опроса.

 

Дискуссия по вопросу:  Где лучше всего хранить деньги?

 

Лекция: «Инфляция»

 

Выступление с сообщением «Гиперинфляция в Германии в 1921 – 1923 г.г. и её причины».

7

Практикум «Как рассчитать свою

инфляцию?»

 

1

Урок- практикум «Рассчитаем инфляцию для своей потребительской корзины»

8

Что такое депозит?

 

1

Обсуждение по вопросам «Примеры банковских продуктов и услуг в вашей семье»

 

 

 

 

 

Лекция «Виды банковских продуктов».

 

Сообщение «Из истории банков».

 

Практикум «Рассчитаем

депозит»

9

Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита

 

1

Рассказ с показом примеров «Как условия депозита влияют на ставку».

 

Дискуссия «Почему разные банки предлагают разные ставки по депозитам с одинаковыми условиями?»

10

Практикум « В какой валюте лучше делать накопления»

1

Урок – практикум:

работа в группах

Глава 3. Кредит – 6 часов

 

11

Что такое кредит

 

1

Контроль ранее изученного – тест по теме «Депозит».

 

Дискуссия «Почему люди берут кредиты?», сравнение с результатами социологического опроса.

 

Работа с текстом учебника «Что такое кредит?»

 

Составление

сравнительной таблицы «Плюсы и минусы

кредита» 

 

12

Основные характеристики кредита

 

1

Просмотр видеолекции

«Основные характеристики кредита». Анализ схемы «Схемы

погашения кредита»

 

Практическое задание: рассчитаем выплаты по кредиту, составим график платежей.

 

Домашнее задание: провести миниисследование среди жителей села «Какими критериями вы руководствовались при выборе банка кредитора?»

13

Практикум «Как выбрать наиболее выгодный кредит»

 

1

Урок-практикум:

 

  1. Критерии при выборе банка кредитора.
  2. Результаты социологического опроса.
  3. Анализ процентных ставок в разных банках.
  4. Экспресс- кредит:

плюсы и минусы.

 

Итог занятия: составление памятки «Выбираем выгодный кредит»

14

Урок - игра «Берём кредит»

 

1

Урок-игра: класс делится на 2 группы - банк и его заёмщики. Проигрывание реальной ситуации – взятие кредита

15

Урок – практикум «Как уменьшить переплату по взятому кредиту»

1

Составление памятки «Уменьшаем переплату по кредиту»

16

Кейс «Покупка машины»

 

1

Работа с текстом учебника с последующим

 

 

 

 

обсуждением по вопросам

Глава 4. Расчётно-кассовые операции – 4  часа

 

17

Хранение, обмен и перевод денег

 

1

Контроль ранее изученного: тест по теме

«Кредит»

 

Лекция по теме занятия

 

Практические задания:

 

- Учимся использовать банковскую ячейку. -Проводим обмен валюты. -Осуществляем денежный перевод.

18

Различные виды платежных

средств

 

1

Работа в группах:

  1. Из истории денежных средств.
  2. Роль денег в нашей жизни.
  3. Виды денег.

19

Практикум «Учимся пользоваться банковской картой»

 

1

Семинар по вопросам: Что такое банковская карта?

В каких ситуациях можно использовать банковские карты?

В связи с чем вырос объём пользования картами? Дебетовая и кредитные карты?

Как обеспечить надёжность карты при использовании?

Как выбрать банковскую карту?

Как пользоваться кредитной картой? В чём преимущества и недостатки кредитной карты по сравнению с потребительским кредитом?

 

 

 

 

Что такое дебетовая карта с овердрафтом?

 

20

Формы дистанционного обслуживания

 

1

Урок – практикум: Учимся пользоваться банкоматом.

Мобильный банк.

Онлайн-банк.

Памятка «Как защититься от мошенников при использовании мобильного и онлайнбанков»

Глава 5. Страхование – 4 часа

 

21

Что такое страхование

 

1

Контроль ранее

изученного: тест по теме «Расчётно-кассовые системы».

Постановка проблемных вопросов: Что такое риск? Практикум «Сделайте прогноз рисков в отношении вашего дома» Схема «Способы защиты

от рисков»

Лекция «Что такое страхование?»

Сообщение «Из истории страхования». Составление

понятийного диктанта – работа с текстом учебника

22

Виды страхования

 

1

Видеолекция по теме урока с последующим обсуждением основных понятий

23

Практикум «Как использовать страхование в повседневной жизни?»

1

Семинар по вопросам: - Параметры при выборе страховой компании.

- Договор страхования. - Воздействие на недобросовестную

 

 

 

 

страховую компанию.

 

Игра «Страховка для

Колобка»

24

Кейс «Страхование жизни»

 

1

Урок – практикум: составление кейса «Страхование жизни»

( работа в группах) Домашнее задание: написать эссе «Стратегия защиты моей семьи от рисков»

Глава 6. Инвестиции – 4 часа

 

25

Инвестиции

 

1

Контроль ранее изученного: тест по теме «Страхование».

 

Работа в группах:

 

  • основы инвестирования;
  • как работают инвестиции;
  • инвестиции в бизнес

26

Как выбирать активы

 

1

Семинар по вопросам:

 

  • Привлекательность различных активов. - рассчитаем доходность актива.
  • ликвидность актива

 

Работа в группах - практикум: Проанализировать предложенный актив по критериям «Доходность –

Надёжность – Ликвидность»

27

Как делать инвестиции

 

1

Беседа по материалу учебника:

  • Финансовые посредники.
  • Как выбрать финансового посредника?

 

 

 

 

 

Составление кластера

«Критерии выбора ПИФа»

 

28

Кейс «Куда вложить деньги»

 

1

Урок- практикум. Работа в группах

Глава 7. Пенсии – 2 часа

 

29

Пенсионная система

 

1

Беседа по вопросам:

 

  • Что такое пенсия? - Назначение пенсии, условия?
  • Кто выплачивает пенсию?
  • Финансовые проблемы при выходе на пенсию?

 

Лекция: Устройство государственной пенсионной системы в

нашей стране»

 

Практикум – составление памятки «Как приумножить и увеличить свою будущую пенсию»

30 

Практикум «Рассчитаем свою будущую пенсию»

 

1

Урок – практикум «Рассчитаем свою будущую пенсию»

« Как безбедно  прожить на пенсии?»

Глава 8. Налоги – 2 часа

 

31

Налоги и их виды

 

1

Семинар по вопросам:

 

  • Что такое налоги?
  • Из истории налогов.
  • Налог на физических лиц

(НДФЛ)

32

Практикум «Как рассчитать

НДФЛ»

 

 

1

Урок- практикум «Рассчитываем НДФЛ».

 

Памятки «Как получить

 

 

 

налоговый вычет при продаже имущества?» «Как получить налоговый вычет при приобретении имущества?»

 

Глава 9. Финансовые махинации – 1 час

33

Махинации с банковскими картами, кредитами и инвестициями.

 

1

Дискуссия по вопросам:

 

  • Что такое финансовые махинации?
  • Причины махинаций?
  • Махинации с банковскими картами, кредитами и инвестициями (анализ материалов из газет).
  • Способы защиты от мошенничества (работа в группах)

34

Итоговое занятие

1

Урок – конференция: - выставка творческих работ;

- конкурс сочинений-эссе; - выступление учащихся с

мини-проектами

 

 

 

 

3. Информационно- методическое обеспечение

 

 

Учебно-методический комплекс:

  1. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .
  2. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 
  3. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .

Дополнительные пособия для педагога:

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014. 
  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014. 
  3. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой,

Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.

  1. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010. 
  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9

кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014. 12. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8– 9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fgramota.org/

Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ). Главная цель портала – преподнести теоретические и прикладные знания по управлению личными финансами в современном формате edutainment (обучение плюс развлечение). Все элементы портала – финансовая игра, онлайн-книга, тесты, глоссарий – закладывают основы финансовой безопасности и грамотности граждан. Ключевым элементом портала является «народная» финансовая игра, цель которой – дать практические навыки использования финансовых инструментов и познакомить с азами финансовых концепций: соотношение между доходностью и риском, выгоды от диверсификации, управление портфелем и т.д.

  1. http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=fi nprosto&utm_campaign=tizersitesberbank

Раздел «Финансовое просвещение» сайта Сберегательного банка предназначен для ознакомления с основными терминами, с которыми может встретиться клиент; содержит обучающие курсы о деньгах: как приумножить деньги, как застраховать то, что дорого, как оплачивать услуги и переводить деньги и т.д.

  1. http://www.investor.ru/main

Сообщество профессиональных финансистов со своим уникальным опытом и объёмным взглядом по теме инвестиций, а также частных лиц, людей различных профессий, являющихся инвесторами или собирающихся ими стать. На сайте есть отдельная рубрика «Личные финансы».

  1. http://www.ikpcenter.ru/

Сайт Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Программы по финансовой грамотности для обучающихся и педагогов, а также всех желающих.

  1. http://www.gorodfinansov.ru/

«Город финансов» – качественно новый интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами. Посетители портала найдут на страницах «Города финансов» информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг. На портале есть раздел «Личные финансы». В этом разделе эксперты «Города Финансов» расскажут вам о том, как правильно вести семейный бюджет и контролировать личные финансы. Вы научитесь грамотно управлять личными финансами, сумеете оптимизировать доходы и расходы, а главное – поймете, как можно нормально и достойно жить даже на не очень большую

зарплату. Внутри раздела «Личные финансы» находится «Школа денег» –  http://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/

  1. http://www.myinvestplan.ru/about/

Блог о финансах. Финансовая независимость и финансовая грамотность. Блог предназначен для получения первоначальных знаний в области финансов. Блог представляет большой перечень материалов по финансовой грамотности – с основ для школьников до глубоких материалов для профессионалов.

  1. http://my-capital.narod.ru/

Этот сайт призван легко и доступно рассказывать вам о планировании вашего финансового благополучия. Где взять деньги, что делать с деньгами, основы финансового планирования и т. д.

  1. http://www.cbr.ru/fingramota/

Данный раздел сайта Банка России посвящен повышению уровня финансовой грамотности граждан России всех возрастов и социального статуса. Также здесь можно найти информацию об истории Банка России и российской банковской системы в целом. Сказки и рассказы для

детей. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2

  1. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon

Информационные буклеты о признаках платежеспособности денежных знаков Банка России.

  1. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижения молодых» – Junior Achievement Russia. Материалы по финансовой грамотности.

  1. http://www.familyfinance.ru/

Уроки здорового отношения к деньгам, которые позволят вам сформировать у детей правильное представление о том, что такое деньги.

  1. http://www.fingramota.org

Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам.

  1. http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

На этой страничке собраны интересные статьи о том как научить детей управлять деньгами, зачем это нужно, что это даст и как это сделать.

  1. www.finmarket.ru

Оперативные новости по финансовой тематике – российские и мировые

  1. www.rbc.ru

Информация о текущих ценах акций, курсах валют, других финансовых инструментах.

  1. http://www.azbukafinansov.ru/

Универсальный портал по финансовой грамотности для школьников, студентов, взрослого населения, предпринимателей.

17.http://museum.micex.ru/

Музей Московской Межбанковской Валютной Биржи – это история биржевого дела в России, виртуальная коллекция с экспонатами.

  1. http://www.mirkin.ru/

Специализированная электронная библиотека публикаций по финансовому рынку, инвестициям, ценным бумагам.

  1. http://us.dogm.mos.ru/

Сайт Департамента образования города Москвы, раздел «Университетские субботы». Информация о лекциях, мастер-классах и других мероприятиях по финансовой грамотности.

  1. http://igrm.info/index.php

Институт гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) – научно исследовательская организация, созданная для содействия успешному гуманитарному развитию и повышению эффективности социальных программ, реализуемых в г. Москве, а именно программы «Повышение финансовой грамотности». Мероприятия для обучающихся и педагогов. Недели финансовой грамотности и многое другое.