• 8(86385)54683, 8(86385)54696
  • dd_sulin_miller@rostobr.ru
 
ШПР

ШПР


ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Пояснительная записка

Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства – замещающей семьи. Специфика замещающей семьи в том, что она берёт на себя обязательства по воспитанию ребёнка, принятого извне, оставшегося без опеки и заботы кровных родителей, имеющего своё прошлое, не связанное с данной семьёй. В такой семье важно создать условия для адаптации принятого ребёнка, развития у него полноценного чувства привязанности. Всё это возможно при адекватной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребёнка в семью, формирующейся на основе их психологической готовности и социально-правовой информированности.

Адресная направленность

Данная программа посвящена подготовке кандидатов в приемные родители к принятию ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью. В программе предусматривается изучение основополагающих вопросов создания замещающей семьи: мотивы принятия ребёнка в свою семью, психологическая готовность людей стать замещающей семьёй, потребности и особенности развития приёмного ребёнка. В рамках данной программы происходит повышение уровня психолого-педагогического потенциала будущих замещающих родителей, формирование у них информационной социально - правовой базы.

Нормативно-правовая база программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее Программа)

- Постановление Правительства Ростовской области № 223 от 24.04.2013г. «Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»).

- Семейный кодекс РФ (ст. 127 п. 4),

- Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 (п.15,17);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»;

- Приказ № 235 от 13.03. 2015 года Министерства образования и науки РФ

Цель программы – подготовка граждан к принятию в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них родительских компетенций; - предупреждение вторичного сиротства.

Задачи программы:

1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей.

3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот.

4. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.

5. Формирование у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.

6. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.

7. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

8. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Основные направления деятельности ШПР:

- развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление максимально возможной подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители, а также создание и развитие системы сопровождения семей, взявших ребенка;

- помощь кандидатам в оценке своих намерений, а также психологической готовности к приему ребёнка в семью.

Основные аспекты организации и функционирования ШПР:

- подготовка осуществляется в отношении граждан, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее - гражданин, выразивший желание стать опекуном);

- занятия в Школе проводятся в форме лекций, консультаций, практических занятий и тренингов;

- количество часов по программе обучения – 65;

- форма прохождения программы: очная;

- прохождение программы осуществляется в разных формах: групповой, индивидуальной;

- по окончании обучения кандидатам выдаются свидетельство об окончании.

Оценки эффективности программы.

- результат итогового тестирования кандидатов;

- определения качества работы ШПР кандидатами (анкета выпускника)

Ожидаемые результаты.

По завершении программы подготовки кандидаты в замещающие родители должны:

Иметь представление:

- о системе защиты прав детей, формах семейного устройства детей-сирот, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи замещающим семьям; об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом детей-сирот в свои семьи;

- о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своих семьях как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей-сирот;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;

- о порядке контактов детей-сирот с кровными родителями и родственниками.

Знать:

- права и обязанности замещающих родителей, как в отношении детей, так и в отношении организаций;

- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

- о влиянии прошлого опыта детей-сирот (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на их психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

- особенности протекания периода адаптации детей-сирот в замещающих семьях;

- о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

- санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье, способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Уметь:

- Использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи детей;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка; рассматривать «трудное» поведение детей в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;

- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение детей в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям; заботиться о здоровье ребенка;

- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

Обучение позволит будущим замещающим родителям реально оценить собственные ресурсы и ресурсы семьи, принять взвешенное решение о дальнейшем устройстве в семью приемного ребенка, а также подготовить членов семьи к данному серьезному решению заранее, желательно до знакомства с будущими приемными детьми. Подготовка граждан по программе позволит им сделать правильный выбор формы устройства ребенка в семью. Специалисты, осуществляющие подготовку, познакомят слушателей с основными проблемами и трудностями, с которыми чаще всего сталкиваются замещающие родители в воспитании приемных детей, они дадут советы и рекомендации о том, как с ними справиться и как их преодолеть. Именно от того, насколько будут уверены и организованы будущие замещающие родители, и зависит успешность адаптации, социализации приемных детей, а также дальнейшая жизнедеятельность замещающей семьи с приемными детьми. Решение об устройстве детей в семьи не должно приниматься сиюминутно, под впечатлением. Родители должны быть внимательны к приемным детям, видеть проблемы и трудности, которые возникают у ребенка и в семье, уметь адекватно и грамотно справляться с ними, поддерживать психологически комфортную обстановку в семье. Именно от родителей зависит обучение и воспитание приемного ребенка в семье, знакомство с различными социальными навыками, удовлетворение всех жизненных потребностей детей. Желательно присутствие на занятиях обоих супругов. Это позволит целенаправленно привести их к совместному взаимодействию во время принятия и нахождения приемного ребенка в семье. В случае возникновения каких-либо проблем, затруднений, ориентировать замещающих родителей за обращением к специалистам ССЗС за помощью и поддержкой. Все это предотвратит в дальнейшем возвраты детей.