ЭП

Документ подписан электронной подписью
14.04.2021 11:24:16; Костюкова Светлана Евгеньевна; ГКУСО РО Сулинский центр помощи детям; директор
Ключ электроннй подписи

 

государственное казенное  учреждение социального обслуживания
Ростовской области  центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
«Сулинский центр помощи детям»

 

РАССМОТРЕНО 

на  педагогическом совете 

протокол № 5 от 27.08.2020

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКУСО РО 
Сулинского помощи детям  центра

__________С.Е.   Костюкова  

Приказ № 81 от 27.08.2020

 

 

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

физкультурно – спортивной  направленности

«Юные олимпийцы»


 

Автор – составитель:

Сливина Е.Ю., воспитатель

Возраст  обучающихся: 11-17лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

I. Пояснительная записка

Образовательная программа кружка  «Юные Олимпийцы» соответствует Закону РФ «Об образовании в РФ» (раздел 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ (№ 09-3242) от 18.11.15 г., Уставу ГКУСО РО Сулинский  центр помощи детям, Положению «О разработке образовательных программ в Сулинском  центре помощи детям.

Образовательная программа кружка «Юные Олимпийцы» имеет оздоровительную и развивающую физические качества направленность и ориентирована на создание условий для укрепления здоровья детей и восстановление физической активности утраченной в связи с трудной социальной средой пребывания детей до определения в центр помощи детям.

Актуальность программы: Здоровые дети - это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, является закаливание и физическая культура.

Педагогическая целесообразность программы:

Правильная организация дополнительных занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков, знания основ позволят укрепить физическое и психическое здоровье, помогут успешно реализовать дифференцированный подход с учётом морфофункциональных особенностей воспитанников, принимая во внимание их сложные эмоциональные и психические проявления, Выполнение всех требований программного материала позволит воспитанникам более легко адаптироваться в подростковой среде общеобразовательных школ, где во главе стоят здоровье сберегающие технологии реализуемые предметом физическая культура, который помогает детям развить умение детей проявлять себя в спортивных играх баскетбол, футбол, развивает умение плавать. Всё это позволит успешнее пройти социализацию в обществе школьных ровесников и приобрести новых друзей.

Новизна программы: Программа направлена на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к здоровому образу жизни и соблюдение режима дня.

 

Цель программы: формирование устойчивых мотивов и потребностей воспитанников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни

Образовательный процесс в области физической культуры  реализуется с целью решения таких задач.

 

Задачи программы:

 

Образовательные;

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей и закаливание организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, роли в формировании здорового образа жизни;

- развитие психофизических качеств и двигательных способностей (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)

 

Воспитательные;

- воспитывать осознанное бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность.

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в спортивно-игровой деятельности.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка.

 

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

 

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом морфофункциональных, возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные в основном демонстрация преподавателем и учащимися наиболее технически правильно выполняющими физические действия и упражнения с отметкой отлично и похвалой ребёнка.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Программа предназначена для обучения детей 11-17  лет

Занятия проводятся   2 раза в  неделю- 2 часа.

 

Срок реализации программы: 1 год .

Ожидаемые результаты:

Рабочая программа предусматривает формирование у детей умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» являются:

 

В познавательной деятельности:

- определение существенных характеристик физической культуры;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:
- поиск нужной информации по заданной теме;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

В рефлексивной деятельности:
- понимание ценности физической культуры как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих спортивных достижений, поведения, черт своей личности;
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

 

Настоящая рабочая программа соотнесена с Базисным учебным планом определяющим образовательную область «Физическая культура» обязательной составляющей основного образования.

Программа включает несколько основных разделов:

  1.  

1. Техника безопасности при проведении физкультурных занятий.

2. Теоретическая, техническая, физическая, специальная физическая подготовка юных игроков в баскетбол правила игры.

3. Теоретическая, техническая, физическая, специальная физическая подготовка юных игроков в волейбол правила игры.

4. Теоретическая подготовка юных игроков в мини-футбол.

5. Учебные игры. Соревнования.

 

Реализация поставленных целей и задач возможна при систематическом, плановом проведении занятий, с использованием различных принципов, методов и форм обучения.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности воспитателя и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 3 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно -тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом волейболом и футболом более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели воспитатель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- метод упражнений; игровой;
- соревновательный; круговой тренировки.

 

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Правильное использование всех технологий в организации занятий позволит достичь высоких результатов.

Коммуникативные результаты:

Личностные результаты:

Познавательные результаты:

Регулятивные результаты:

Ожидаемые результаты занятий физической культурой.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате изучения предмета «Физическая культура» ребёнок должен:    Знать/понимать:

Уметь:

-выполнять основные действия игроков в спортивных играх; волейбол, мини-футбол, баскетбол

-выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх

- баскетбол и волейбол;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие. Ознакомление с правилами соревнований.

1

1

-

2.

Техника безопасности во время занятий ОФП

3.

Лёгкая атлетика

14

-

14

4.

Подвижные игры

5

-

5

5.

Спортивные игры:

Футбол

Волейбол

Баскетбол

Настольный теннис

58

15

14

14

15

-

-

-

-

-

58

15

14

14

15

6.

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

Согласно плану спортивных мероприятий.

7.

ИТОГО

78

1

77

 

Календарно-тематическое планирование

№ пп

Тема занятия

Дата проведения

1.

Техника безопасности во время занятий ОФП. Система планирования тренировки спортсмена: многолетнее, годичное, оперативное планирование. Индивидуальный план тренировки.

5.09

Лёгкая атлетика

2.

Техника безопасности во время занятий л/а. Бег на короткие дистанции.

6.09

3.

Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте.

12.09

4.

Ускорения; бег по повороту; финиш.

13.09

5.

Бег на время на дистанции 30. 60м.

19.09

6.

Бег на время на дистанции 100м.

20.09

7. 

Бег по пересечённой местности.

26.09

Футбол

8.

Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры и методика судейства

27.09

9. 

Ведение и обводка. Отбор мяча.

3.10

10.

Финты. Выбивания.

4.10

11.

Отбор мяча. Вбрасывание мяча.

10.10

12. 

Перемещения

11.10

13.

Удары по мячу с места, с хода.

17.10

14.

Вбрасывание мяча. Игра вратаря.

18.10

15.

Соревнования. Тренировочная игра.

24.10

Баскетбол

16.

Техника безопасности во время занятий баскетболом. Перемещения и остановки. Учебная игра.

25.10

17.

Ловля и передача мяча. Учебная игра.

31.10

18.

Бросок мяча в кольцо в прыжке двумя руками.

1.11

19.

Броски мяча в кольцо после ведения.

7.11

20.

Выбивание мяча при ведении и броске.

8.11

21.

Борьба за мяч, отскочивший от щита.

14.11

22.

Учебно-тренировочная игра.

15.11

23.

Учебно-тренировочная игра.

21.11

Подвижные игры с мячом

24.

Техника безопасности во время занятий подвижными играми. Пионербол. Ловля мяча, летящего на средней высоте.

22.11

25.

Пионербол.  Ловля мяча, летящего  высоко

28.11

26.

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

29.11

Волейбол

27.

Техника безопасности во время занятий волейболом. Приём мяча. Передача мяча.

5.12

28.

Приём мяча. Передача мяча.

6.12

29.

Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу.

12.12

30.

Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу.

13.12

31.

Нападающий удар. Блокирование мяча.

19.12

32.

Нападающий удар. Блокирование мяча.

20.12

33.

Ловля мяча, летящего высоко.

26.12

34.

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

27.12

35.

Учебно-тренировочная игра.

2.01

Баскетбол

36.

Техника безопасности во время занятий баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Отвлекающие приемы.

3.01

37.

Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо.

9.01

38.

Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия.

10.01

39.

Овладение мячом и противодействия. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Игра.

16.01

40.

Групповые тактические действия в нападении и защите. Игра.

17.01

41.

Командные тактические действия в нападении и защите. Игра.

23.01

42.

Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

24.01

Подвижные игры с мячом

43.

Техника безопасности во время занятий  подвижными играми. Перестрелка с 1 мячом.

30.01

44.

Перестрелка с 2 и 3 мячами.

31.01

Настольный теннис

45.

Техника безопасности во время занятий настольным теннисом. Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком.

6.02

46.

Игра толчком справа и слева.

7.02

47.

Атакующие удары по диагонали.

13.02

48.

Атакующие удары по линии.

14.02

49.

Игра в защите.

20.02

50.

Выполнение подач разными ударами.

21.02

51.

Игра в разных направлениях.

27.02

52.

Игра с коротких и длинных мячей.

28.02

53.

Групповые игры.

6.03

54.

Отработка ударов накатом.

7.03

55.

Отработка ударов срезкой.

13.03

56.

Игра на счет разученными ударами.

14.03

57.

Игра на счет разученными ударами.

20.03

58.

Поочередные удары левой и правой стороной ракетки.

21.03

59.

Поочередные удары левой и правой стороной ракетки.

27.03

Волейбол

60.

Верхние и нижние передачи мяча 2-мя руками. Нападающий удар.

28.03

61.

Передача мяча у сетки. Нападающий удар.

3.04

62.

Блокирование мяча. Нападающий удар.

4.03

63.

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

10.04

Лёгкая атлетика

64.

Бег на короткие дистанции.

11.04

65.

Бег на короткие дистанции

17.04

66.

Бег по пересечённой местности.

18.04

67.

Бег по пересечённой местности.

24.04

68.

.Бег по пересечённой местности.

25.04

69.

С/и «Лапта». Бег на средние дистанции

1.5

70.

С/и «Лапта». Бег на средние дистанции.

2.5

71.

Тестирование.

8.0

Футбол

72.

Удары по мячу. Тренировочная игра.

9.05

73.

Удары по мячу. Тренировочная игра.

15.05

74.

Игра вратаря. Игра.

16.05

75.

План самостоятельных занятий на лето.

22.05

76.

Тактика защиты Индивидуальные действия

23.05

77.

Групповые действия Командные действия Игра по правилам с заданием

29.05

78.

Игра по правилам

30.05

       

Основная литература для педагога:

  1. Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. - Киев: Здоровье, 1988.
  2. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
  3. М.Я. Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского-М. Просвещение, 2011. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации.
  4. Оценка качества подготовки выпускников по физической культуре. / А.П. Матвеев, Т.В., Петрова - М.: Дрофа 2005.
  5. Программа основной и средней (полной) общеобразовательной школы по физической культуре. / А.П. Матвеев, 2008г.
  6. Стандарт среднего (полного) общего образования на базовом уровне 2004г. Дополнительная литература для педагога
  7. Блочно-программированое планирование учебных занятий по предмету «Физическая культура» общеобразовательной школы. / А.М. Волошин - Таганрог 2010г.
  8. Журнал « Физическая культура в школе».
  9. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. - М., Физкультура и спорт, 2007г.

 

Литература для воспитанников:

  1. Твой олимпийский учебник, Родиченко В.С., 2010.